Успехи в школе рождаются в дошкольном возрасте


Джоан Фримэн


Вся та подготовка, которую родители обеспечивают детям в первые годы, начинает сказываться, когда ребенок попадает в руки педагогов. В некоторых случаях это происходит, когда ребенку исполняется два года.

Хотя кое-кто из родителей не одобряет, когда такой маленький ребенок регулярно, порой ежедневно отрывается от дома, тем не менее есть достаточно свидетельств того, что дети, посещающие детский сад, легче приспосабливаются к школе и лучше учатся. Четверо моих собственных детей ходили в детский сад начиная с трехлетнего возраста. И мне как матери кажется, что они были этим очень довольны, и никто из них не испытывал никаких проблем при поступлении в школу.


Что может сделать детский сад

В возрасте примерно трех лет ребенок начинает испытывать некоторую потребность в социальном общении. Самые близкие и дорогие люди, от которых он до сего времени зависел, в каком-то смысле уже не удовлетворяют всецело эту его потребность. Да и самим родителям нужна передышка. Отныне и впредь способствовать социальной жизни ребенка можно одним способом - обеспечить ему общество сверстников. Это помогает маленькому ребенку обрести уверенность в себе и ощутить еще не раскрывшуюся собственную индивидуальность.

Общение исключительно с родителями, до сей поры заполнявшее жизнь ребенка, для многих обществ не является "естественным" - оно принято только на Западе. Во всей Африке, а также, например, в Китае родители оставляют ребенка играть с другими детьми, едва он научится стоять на ногах. Нет достоверных психологических или антропологических свидетельств в пользу того, что родительское воспитание - это инстинктивное или естественное поведение; мы как родители ведем себя таким образом, как нас тому научили.

Если дети, даже в самом раннем возрасте, обеспечены лишь любовью и заботой со стороны родителей, но лишены общения со сверстниками, они утрачивают важный компонент раннего социального опыта. Если ребенок не посещает детский сад, родителям следует позаботиться, чтобы у него было достаточно возможностей знакомиться с другими детьми.

Давно известно, что дети, начиная примерно с двух с половиной лет, могут чувствовать себя довольно комфортно, общаясь с ровесниками, а также со старшими детьми. В исследованиях маленьких детей установлено, что для ребенка ценным источником речевого развития выступают товарищи по детскому саду.

Еще одну возможность общения детей предоставляют так называемые игровые группы. Эти своего рода "самодеятельные" детские сады появились в 60-е годы, а ныне распространились по всей стране и объединены в Ассоциацию дошкольных игровых групп; найти местную группу можно по телефонному справочнику. Эти группы следуют различным принципам и более ориентированы на игру и общение, нежели на обучение. Для работающих родителей проблема состоит в том, что в игровых группах принято родителям по очереди руководить играми детей, а это не всегда совместимо с режимом работы.

В отсутствие названных возможностей, работающим родителям часто приходится прибегать к помощи бабушек или платных нянь, нанятых официально или неофициально. Хотя для присмотра за ребенком няня может быть полезна, однако, не имея специальной подготовки, она не может заменить собою педагога.

Всякое дошкольное воспитание - в игровой группе или в детском саду - это дополнение, а не замена интимной атмосферы семьи, в которой ребенок лучше всего развивается. Перемещение из семьи в дошкольное учреждение должно осуществляться максимально деликатно. Родителям не следует думать, что они полностью перекладывают контроль за воспитанием ребенка на плечи воспитателя детского сада. Роль семьи по-прежнему остается ведущей. Хотя ребенок и отсутствует дома по нескольку часов в день, он продолжает оставаться членом семьи, а его родители - самыми влиятельными людьми.


Требования к детскому саду

1. Достаточно ли там живая атмосфера и есть ли стимулы для познавательного развития?

2. Хорошо ли подготовлен персонал, постоянно ли они там работают?

3. Хорошо ли организован уход за детьми или в принятом режиме мало смысла?

4. Присутствует ли там теплая добро желательная атмосфера?

5. Созданы ли там условия для того чтобы дети чувствовали себя легко и радостно. Детский сад - это не подобие дома, но он может порождать теплые чувства, например, объединяя детей в небольшие группы для совместной игры или прослушивания сказок. Детский сад должен стать для ребенка как бы вторым домом.

6. Ладят ли между собой дети и воспитатели или кажется, что детям приходится подчиняться требованиям? Атмосфера запретов и наказаний может сделать ребенка несчастным и породить отрицательное от ношение к образованию на всю жизнь.


Совместная работа с педагогом

Далеко не всякий педагог обнаруживает в своем классе будущего Моцарта или Эйнштейна, однако каждому из них однажды приходится столкнуться с умными детьми, и одним из этих детей может быть ваш. Родителям бывает легче помочь ребенку учиться, когда они понимают, к чему стремится педагог, и стараются сотрудничать с ним. Начало этому сотрудничеству может быть положено с поступлением ребенка в детский сад, и оно почти в неизменной манере будет продолжаться вплоть до окончания средней школы.

Иногда родители и педагоги расходятся во мнениях о способностях ребенка - одним он кажется гадким утенком, другим - юным лебедем. К тому же дети дома и в школе ведут себя по-разному. Например, дома умный мальчик может блестяще проявлять себя во всем, за что ни возьмется, но в школе он пытается вести себя так, как, по его мнению, от него ждут, чтобы угодить учителю. Он может воздерживаться от вопросов, приходящих ему в голову, или выполнять домашнюю работу строго предписанным способом, хотя он и способен к гораздо более творческой и интересной деятельности. При этом естественно, что родители и педагоги воспринимают мальчика совершенно по-разному.

Однажды мать шестилетнего ребенка услышала, как он упражняется в чтении вслух, причем вяло и невыразительно, хотя ей он нередко читал с задором и выражением. "Почему ты так делаешь?" - спросила она. "Когда я так читаю в школе,- ответил мальчик,- учитель меня хвалит".

Внешность тоже имеет значение. Когда учитель видит перед собой чистого и ухоженного ребенка, готового к занятиям, он более склонен считать его умным, чем неопрятного и беззаботного. Учитель также может более благосклонно относиться к симпатичному ученику, даже не отдавая себе в этом отчета. Хотя родители могут не придавать значения внешности ребенка, им следует позаботиться, чтобы, отправляясь в школу, он выглядел аккуратным учеником. С этим частенько спорила моя дочь-подросток: "Неужели кольцо на пальце влияет на мои способности?" Конечно, не влияет, но оно влияет на учителя.

(Кстати. Я отлично помню, как моя мама, когда-то отдавшая воспитательской работе свои годы, меня наставляла перед отправкой наших детей в садик: "Пусть будет всегда подстрижен, пусть ногти будут в порядке, если есть насморк, сразу лечи и в садик всегда давай платок носовой; следи за аккуратностью во внешнем виде ребёнка - воспитатели не любят неопрятных детей и тем более не любят сопливых". Примечание Анны.)

Представление учителей о том, кто умен, а кто нет, часто определяется тем типом детей, которые приходят в данную школу. В некоторых районах, где родители много занимаются со своими детьми, учитель может считать детей умными, только когда они успешно справляются с тестами и экзаменами. В результате некоторые умные дети, чья успеваемость в данной школе невысока, могут быть недооценены. Совсем иное происходит в тех школах, где учатся дети из семей невысокого культурного уровня; учителя могут считать, что из такой среды не может выйти умный ребенок. Однажды в процессе моей исследовательской работы я услышала от директора школы: "Здесь вы не найдете умных детей. Все ученики моей школы - из муниципальных домов". Родителям следует особо заботиться о своем умном ребенке, если ему приходится ходить в школу, директор которой исповедует такие принципы.

Реакция учителя на культурный уровень ребенка порой может отрицательно сказаться на его школьных успехах. Например, если мальчик из рабочей семьи в школе использует выражения, непроизвольно возникающие в его речи, то учитель может счесть их грамматически неверными и снизить ему оценку. Когда любой ребенок, как бы он ни был умен, сталкивается с тем, что его спонтанные идеи отвергаются и осуждаются, у него опускаются руки. Дети из специфической культурной среды нуждаются в особой заботе со стороны учителей и родителей. Детство Эмлина Вильямса, блестяще описанное им в книге "Хлеба зелены",- пример того, как мальчик, лишенный необходимого образования, может в итоге преуспеть с помощью доброжелательного и заинтересованного учителя.

Собственное мнение ребенка о себе и своих способностях может оказывать значительное влияние на его успеваемость. Дети восприимчивы не только к отношению учителя, но и к мнению одноклассников. Порой, даже в школах высокого уровня, особо умные дети могут чувствовать, что их считают не такими, как все, и потому стараются отчасти скрыть свои способности, чтобы выглядеть более нормальными и легче заводить друзей. Родителям следует иметь это в виду и всячески демонстрировать ребенку свою любовь и поддержку, чтобы он чувствовал себя достаточно уверенным в себе при всем своем своеобразии и в то же время ладил с товарищами. Странно, что это касается только детей с высоким интеллектом. Выдающиеся спортсмены почти всегда встречают одобрение. К счастью, когда дети становятся старше, они начинают правильнее оценивать свои школьные возможности. Для тех, кому посчастливилось иметь по-настоящему заботливых родителей, вполне возможно освоить ремесло успешной учебы.


Желание учиться

Краеугольный камень хорошей учебы - это желание учиться, мотивация. Многие умные дети не мотивированы учиться ни дома, ни в школе, и когда они оказываются в такой ситуации, когда их достижения ниже способностей, то такое положение едва ли выправится само собой. Родителям необходимо вмешаться.

Чтобы хорошо учиться, ребенок должен этого хотеть. Как гласит поговорка, можно подвести коня к воде, но нельзя заставить его пить. В плане образования вы можете обеспечить ребенку какие угодно условия - качественные игрушки, отличную школу, развивающую домашнюю атмосферу,- но вы не можете заставить его стремиться к успеху. В таком случае отчего же бывает, что одни де мотивированы учиться, а другие - нет?

Мотивация - это результат того, что ребенок начинает предвосхищать последствия своих действий. Например, двухлетний малыш с полным основанием может ожидать, что ему удастся построить башенку из шести кубиков. Поначалу он, конечно, в этом не уверен, но когда это получается, он чрезвычайно доволен и может в следующий раз решиться постройку из семи кубиков. Но если задуманное не удается, его самооценка собственных возможностей несколько страдает. В зависимости от того, что ребенок испытывает, он может предпринять еще одну попытку, и снова неудачную - тогда это вызывает новое огорчение - либо на этот раз он добивается успеха и его самоощущение улучшается. Неудача может быть вызвана тем, что кубики не так ровно подогнаны, как те, в которые он играл раньше, но его ожидания основываются не на этой реальной причине. Либо неудача вызвана переоценкой своих возможностей. Так или иначе, его планы относительно следующей постройки будут скромнее вследствие уже полученного опыта.

Методом проб и ошибок ребенок учится оценивать свои возможности. Суждения родителей и учителей очень помогают в формировании его понятий. Чтобы ребенок старался, вы должны побуждать его каждый раз стремиться к чуть более высокому результату, чем раньше. Но его притязания не должны быть чересчур высокими или низкими. Оценка - дело тонкое.

Если родители слишком многого ждут от ребенка, вследствие чего он обречен на частые неудачи, то он теряет уверенность в правильности своей самооценки и становится все более и более зависим от их суждения о собственных возможностях. Он даже может почувствовать себя неудачником. Для детей, которых считают умными, это представляет особую опасность. Например, родители могут ожидать, что их ребенок преуспеет во всем, за что ни возьмется. Но у детей, как и у взрослых, бывают свои взлеты и падения, что-то у них получается лучше, а что-то хуже.

Детям можно привить уверенность в своих силах и тем самым вызвать у них желание максимально проявить свои способности. И мотивация к достижениям, и независимость мышления проистекают из ощущения надежности и безопасности, которое возникает в самом раннем возрасте. Это подразумевает формирование у ребенка чувства гордости за то, что он хорошо делает, порождающего у него уверенность, что родители всегда отнесутся с вниманием и поддержкой к его попыткам чего-то достичь.

Родителям принадлежит очень важная роль в формировании у ребенка стремления учиться и добиваться успеха. Тот, кто с самого начала воспринимает ребенка как независимого маленького человека, кто менее критичен и позволяет ребенку более свободное самовыражение, у того ребенок с большей вероятностью добивается успеха. У тех родителей, которые опекают ребенка сверх меры, всячески контролируют его поведение и ничего с ним не обсуждают, ребенок обычно меньше преуспевает.

Многие люди, которые стали знаменитыми и которые, вероятно, и в детстве были умны, не всегда хорошо учились в школе. В качестве примера можно привести Эйнштейна или Черчилля. Но если они обретают мотивацию, их уже не остановить. В работе, посвященной изучению 400 выдающихся личностей, показано, что, хотя всем им нравилось учиться, трое из пяти в школе были слабыми учениками. Если детям не удается решить какие-то задачи, помогите им испробовать другой подход. Пусть они спросят себя: "Как мне это сделать?" вместо того, чтобы спрашивать: "Могу ли я это сделать?"

Если умный ребенок не желает учиться, тому обычно есть серьезные причины. Иногда это связано с эмоциональными проблемами, но очень часто причины затруднений более просты, вроде тех, о которых уже было сказано. Это следствие неправильного подхода родителей и учителей к делу обучения.

Детки  >>  Философия воспитания  |  Подарки  |  Режим и питание |  Ваша аптечка  |  Ребенок до года  |  Я воспитываю ребенка  |  Образование  |  Для дошкольников  |  К 1 сентября  |  Одаренные дети  |  Как сказать "нельзя"  |  Капризы, истерики на людях


Карта сайта  |  Я - любимая  |  Детки  |  Женщина  |  Здоровье |  Политика 

Design by
Chepko Danil


Copyright © 2008 Aннa Фoщaй (Написать письмо)
Коммерческое использование материалов сайта без согласия автора запрещено!
При некоммерческом использовании обязательна активная ссылка на сайт (http://www.foschay.ru/).


  Рейтинг@Mail.ru  KMindex