После первого сентября


Я не любитель изобретать колесо. Если есть отличнейший материал, то отпадает необходимость самой что-то писать. Тем более, что у меня опыта все равно меньше, чем у авторов, с которыми я хочу вас познакомить.



Анна Прихожан


Вот этот день и прошел. Бантики, букеты, напутственные речи, на плечах громадного старшеклассника маленькая девочка с колокольчиком - все это было вчера. Праздник закончился. Начинаются будни. Они могут оказаться достаточно трудными для вашего малыша, ставшего школьником. Причем эти трудности могут настигнуть его внезапно, и возбуждение, радость, с которой он ходил в школу, вдруг сменятся апатией, разочарованием или резким протестом - "В эту школу я больше ни за что не пойду"...

Посмотрим на эти трудности внимательней.

Еще вчера ваш малыш хотел идти в школу. С радостью, хотя и не без опасения, ждал первого сентября. Но прошло совсем немного времени, а он на уроках с тоской смотрит в окно, ожидая, когда все это кончится; лениво одевается по утрам, с надеждой прислушиваясь к себе: может, заболел; готов на все, лишь бы не делать уроки.


Когда уместна тревога?

Надо ли волноваться? Не всегда. Давайте отделим "обычное", возникающее время от времени у большинства людей нежелание заниматься будничными делами, от действительно опасного.

Обычно: Снижается первоначально непосредственный интерес к школе и занятиям

Опасно:Полное отсутствие интереса к учебе, вялость и безынициативность, когда дело касается школы и уроков

Обычно: Начинает время от времени ныть, что учиться надоело (особенно к концу недели и четверти), но активно интересуется всем остальным

Опасно: Ничто не интересно, безразличен ко всему, даже к играм, если они требуют хоть какого-нибудь напряжения

Обычно: Радуется, когда не надо делать домашние задания

Опасно:Делает уроки только "из-под палки"

Обычно: Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки

Опасно: Нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается постоянно и открыто либо в формах активного протеста, либо симптомами болезней (кашель, насморк, рвота, понос), кончающимися сразу после того, как разрешат остаться дома, либо, что гораздо реже, простой симуляцией этих симптомов

Обычно: Иногда выражает недовольство учителем или опасения по его поводу

Опасно: Очень не любит или боится учителя, испытывает по отношению к нему страх, бессилие или агрессию.

Итак, беспокоиться надо тогда, когда нежелание учиться является устойчивым, выражается активно, отражает основное отношение ребенка к школе, резко снижает его интерес к окружающей действительности, причем он совершенно перестает задавать вопросы: "Как?", "Почему?", "Для чего?". И особенно серьезны случаи, когда у него возникают невротические симптомы различных заболеваний. Сразу скажем, что последнее требует уже профессионального - медицинского или психологического - вмешательства. Во всех же остальных случаях помощь могут оказать сами родители.


Почему это происходит?

Прежде всего необходимо понять, в чем причина такого отношения. Садясь с ребенком делать домашние задания (а в первые месяцы учебы большинство детей нуждаются в том, чтобы им помогали, сидели с ними, когда они делают уроки), посмотрите, как он начинает их делать, сколько времени он может заниматься самостоятельно. Поговорите с ним о школе, о том, что там происходит, но не для чтения нотаций,- не для того, чтобы еще раз напомнить, что он обязан хорошо учиться, а для того, чтобы понять, какие чувства вызывает у него школа. Выслушайте и услышьте его.

Что вы можете увидеть и услышать?

Увидеть: насколько резко меняется ребенок, когда садится делать уроки. Вот он играет. Какие легкие, грациозные движения, как он свободен и раскован. Правда, приятно смотреть? А теперь он делает уроки. Неужели этот тупой, ко всему безразличный человечек - ваш малыш? Неужели это он всем своим видом выражает отчаяние и безысходную скуку? Вот он пишет что-то в тетради - скован, напряжен. Рука скрючена, шея вытянута. Помогает себе языком, головой, руками. И всем этим он как бы говорит: мне очень трудно.

То же самое вы можете услышать от него: "Мне трудно", "Я не могу", "Скучно", "Все равно она (то есть учительница) меня ругает". И безнадежное: "Лучше умереть, чем ходить в школу".

Внимание! Это не повод для нотации. Это сигнал бедствия, крик о помощи.

Прежде всего давайте согласимся с ним, что учиться действительно трудно. И особенно трудно в самом начале, когда новые правила и требования обрушиваются на ребенка просто лавиной, когда жизнь у него резко меняется. Недаром поступление в школу относится многими психологами к одному из наиболее серьезных стрессов в жизни ребенка. Для того чтобы лучше понять его состояние, вспомните, например, свои первые недели и месяцы на новой работе, особенно если это первая работа в вашей жизни. Но вашему малышу намного труднее - у него гораздо меньше средств и способов, чтобы справиться с ситуацией и со своими собственными переживаниями. Отсюда, кстати, и многие так называемые "функциональные нарушения" в первые дни и недели школьной жизни ребенка: бессонница, капризы, возникновение аллергий, проблемы с едой, повышенная усталость. Недаром психологи выделяют начало учебы как особый адаптационный период и говорят о том, что его продолжительность (в среднем он длится от 4 до 7 недель) и особенности протекания имеют существенное значение для всей дальнейшей жизни ребенка. Особо нуждаются во внимании и помощи, в том числе и профессиональной - психологической, медицинской,- дети с затянутым процессом адаптации. Наиболее трудно процесс адаптации протекает у ослабленных, астенизированных детей, а также детей тревожных, чрезмерно застенчивых. Особого внимания в этом случае требуют и дети с хроническими заболеваниями, симптомы которых в этот период у них нередко усиливаются.

Учеба для маленького школьника (а это лишь одна из сторон школьной жизни) - тяжелый труд, однако далеко не у всех детей это вызывает нежелание учиться. Так бывает, когда, выполняя задания, ребенок не может испытать "радость победителя", когда этот труд требует от него чрезмерно много усилий (поэтому не заставляйте его несколько раз переписывать плохо написанную строчку), когда он чувствует, что не может учиться так, как вы от него хотите, и чувствует, что вы разочарованы в нем.

На последнем давайте остановимся подробнее. Ребенка необходимо научить учиться. Это кажется банальным, но когда речь идет о каких-то бытовых вещах, ребенка учат шить, кататься на велосипеде, причесываться, показывают, объясняют, а если речь идет о школе, взрослые (причем не только родители, но часто и учителя) считают, что ребенок, став учеником, должен немедленно проникнуться ответственным отношением к труду, желанием учиться, так что владение необходимыми навыками и т. п. должно появиться само собой. Я неоднократно спрашивала у родителей и учителей, кто виноват в том, что ребенок не хочет учиться или не учится так, как, по мнению взрослых, он должен это делать, и как это можно исправить. Подавляющее большинство отвечали, что виноват сам ребенок, а для того чтобы исправить, надо заставлять или наказывать. Еще один распространенный вариант ответа - "он неспособный" (то есть ребенок как бы не виноват, но причина все же в нем).

Но ведь ребенка никто не учил выполнять домашние задания, не формировал у него чувства ответственности, умения преодолевать трудности, не развивал того, что принято называть "мотивацией учения"! Почему же от него этого требуют?

А что касается слабых способностей, не могу не привести один глубоко потрясший меня пример из собственной практики. При психологическом обследовании детей, поступивших в первый класс, причем обследование проводилось с помощью очень надежных психологических методов, выявилась группа детей с низким уровнем интеллекта и слабыми способностями. Среди них одним из самых слабых был Митя. Ситуация усугублялась еще и тем, что родители, занятые на работе, не могли помочь мальчику, и он с первого дня оказался в группе продленного дня. В классе было много учеников, и учительница не могла уделить Мите достаточно внимания. Было очевидно, что этому ребенку учиться будет очень трудно, он будет отставать практически по всем предметам. Однако этого не произошло, более того - к концу полугодия учительница характеризовала Митю как вполне способного ученика, а показатели интеллекта у него существенно выросли. Это произошло в результате специально оказанной помощи психолога и, кроме того, благодаря особенностям личности Мити: у него чрезвычайно сильно развито стремление научиться тому, что он не умеет, желание быть не хуже других, он не боялся неудач, всегда переспрашивал, если чего-то не понимал, не боялся ошибиться. И во многом такое отношение основывалось на уверенности и разумной требовательности родителей.

Итак, психологический механизм, по которому часто развиваются школьные проблемы,- это отсутствие необходимых способов преодоления реально возникающих трудностей, в том числе и необходимых личностных качеств. Отсюда - постоянный неуспех, неприятности от взрослых, переживание чувства вины (поскольку взрослые считают его виноватым), ощущение собственной неполноценности, "плохости", безразличие и скука в школе, отставание в учебе... И все это может закручиваться и усиливаться по механизму заколдованного психологического круга, или, как еще его называют, "чертова колеса", из которого трудно выбраться самостоятельно.


Что делать? Как помочь?

Любой первоклассник нуждается в помощи. Другое дело, что помощь эта должна быть различной. Присмотритесь, подумайте, какая помощь нужна вашему, именно вашему ребенку. Есть дети, для которых самое трудное - заставить себя делать уроки, заниматься тем, что нужно, а не тем, что хочется. Они не умеют планировать и последовательно выполнять то, что от них требуется. У других - основная проблема в том, что они не знают и не умеют того, что должны, по принятым в обществе нормам, знать и уметь семилетние дети (такие случаи своеобразной "педагогической запущенности" бывают и в совершенно благополучных семьях). У третьих сформировалась установка на "отказ от усилия" - при первой же трудности они бросают работу и не могут заставить себя заниматься ею. У четвертых... Вариантов великое множество, и у одного ребенка они могут встречаться в самых разных сочетаниях.

Что же делать? Конечно, каждый случай требует специального подхода, и вы, лучше всех зная и понимая своего ребенка, наверняка сможете найти такой подход. Я предложу вам лишь общий подход, следование которому позволяет не просто помогать ребенку выполнить сегодняшнее домашнее задание, но учить его учиться и преодолевать повседневные трудности.

Время, которое вам потребуется, может быть совершенно различным. Некоторым детям достаточно одной - двух недель, другим требуется полгода, возможно и больше. Это конечно трудно. Но подумайте - всего полгода, и ваш малыш научится получать радость от учения, не будет чувствовать себя несчастным от того, что он хуже других. Вне зависимости от продолжительности, занятия с ребенком должны пройти несколько этапов.

I этап. Как можно больше заданий выполняйте вместе с ребенком. При этом особое внимание обращайте на то, как, каким способом он делает то или иное задание. Именно с неправильными способами работы бывают связаны многие ошибки и трудности. Часто за неумением или незнанием скрывается несформированность чего-то другого, более элементарного (например, за неумением вычитать - слабое знание обратного счета). Ваши задачи - с первых дней не допустить отставания, понять, каких знаний, навыков из тех, которые ребенок должен был приобрести в дошкольном детстве, у него нет, и помочь овладеть ими.

II этап. Предложите ребенку самостоятельно, не отвлекаясь, выполнить часть работы. Эта часть должна быть небольшой, такой, чтобы он смог справиться сам. Оцените с ним вместе, объективно, как он с этим справился. Первоклассники очень нуждаются в такой объективной, четкой "обратной связи". Но не цепляйтесь к мелочам. Не говорите: "Неплохо, но...". Помните, он в самом начале трудного пути. Обращайте внимание на любой, даже незначительный успех, на любое продвижение - тем самым вы учите его оценивать свой труд, сравнивать себя с самим собой, что очень важно для формирования самооценки. Покажите ребенку свою радость, то, что вы очень довольны им. Можно после каждого выполненного удачно фрагмента задания ставить "!" или давать счетную палочку, чтобы в конце каждого занятия он мог сам понять, насколько успешен он был, записать эти результаты, а затем в конце недели их сравнить. В случае Неудачи - не ругайте, а разберитесь вместе, что помешало выполнить тот или иной фрагмент. Ваши задачи - помочь ребенку понять, с чем он может справиться самостоятельно, а в чем ему нужна помощь, научить его обращаться за помощью, почувствовать радость от преодоления трудностей.

III этап. Постепенное увеличение объема самостоятельной работы, вплоть до того, что ребенок сам полностью выполняет все уроки. Вы присутствуете в комнате, занимаясь своими делами, но всегда по первому зову готовы прийти на помощь. Проверяете выполнение каждого задания. Ваша задача - своим присутствием помочь ему сосредоточиться на уроках и оказать необходимую помощь. Вы оказываете ему сильную психологическую поддержку, демонстрируя, что он многое уже способен сделать сам, но вы все равно рядом, всегда готовы прийти ему на помощь.

IV этап. Ребенок делает уроки самостоятельно. Вы дома, но в другой комнате. Для того чтобы он не отвлекался, можно поставить перед ним песочные или обычные часы. Пусть он сам (первоначально, конечно, с вашей помощью) намечает, сколько времени нужно, чтобы выполнить то или иное задание. Ваша задача - помощь в наиболее тяжелых случаях и контроль. Каждый день обязательно вы проверяете выполнение всех заданий (и устных, и письменных).

Опыт показывает - самый длительный и тяжелый (иногда со слезами, криками и протестами) - первый этап, а самый опасный - четвертый. Часто родители быстро успокаиваются, перестают проверять уроки, а новые навыки еще очень слабы, так что ребенку, как и раньше, необходима ваша помощь.

Не пугайтесь, если при переходе от одного этапа к другому будет некоторый спад. Это естественно.

Вам кажется, что предложенный подход требует от вас ежедневно тратить много времени, которого, конечно, нет. Но положа руку на сердце: разве не меньше времени у вас будет занимать борьба за то, чтобы он делал уроки? Разве лучше засиживаться до ночи, пытаясь наверстать упущенное то по одному, то по другому предмету?

Сложнее, однако, обстоит дело в тех случаях, когда дети с самого начала выражают резко отрицательное отношение к школе, не хотят учиться, активно сопротивляются этому. Чаще всего это бывает в нескольких случаях. Во-первых, в случае уже упоминавшейся выше установки на "отказ от усилия" (нередко это усугубляется импульсивностью, расторможенностью школьника). Требование преодолеть себя оказывается чрезмерным и вызывает у него активное противодействие. Во-вторых, когда в дошкольном детстве родители, часто сами того не желая, развивали страх перед школой ("Пойдешь в школу, там тебе покажут!") или, напротив, рисовали школьную жизнь в радужных тонах. И наконец, в-третьих, когда у детей еще очень сильна игровая мотивация, а школьные занятия активно мешают ее проявлению. Выразительный пример в этом плане приводит австрийский психолог Г. Эберлейн в своей замечательной книге "Страхи здоровых детей" (М.: Знание, 1981). "Один семилетний ребенок высказался в совершеннейшем отчаянии, что у него нет больше времени для того чтобы играть, бросил свой школьный ранец перед учительницей со словами: "Оставьте его себе, я больше в школу не приду". А потом всем, родителям и учительнице, стоило определенных усилий, чтобы отправить ребенка снова в школу".

Все эти случаи требуют особого подхода, а нередко и специальной психологической и педагогической работы. Однако никакой, даже самый лучший психолог или педагог не сможет ничего сделать без активного участия родителей. Вот некоторые общие советы, которые могут вам помочь в решении этих проблем:

- признайте право ребенка на ошибку, научите его относиться к ошибкам и неудачам как к тому, что неизбежно, когда учишься чему-то новому (главное - сами так относитесь к его, да и к своим ошибкам); научите его, анализируя эти ошибки, использовать их для того, чтобы лучше понять материал. Находя ошибки и обучаясь исправлять их, ребенок учится контролировать себя, у него формируется правильное отношение к собственной деятельности, развиваются навыки саморегуляции и самоконтроля;

- научите ребенка видеть причины своих успехов и неудач в себе самом, понимать эти причины и исправлять их;

- постоянно показывайте ему, что он сумеет преодолеть любые трудности, что вы уверены в нем; и одновременно пусть он чувствует, что вы - его защита и опора, вы всегда поймете его и поможете ему; пусть ваш первоклассник чувствует, что вы понимаете его трудности и верите в него и обязательно поможете ему справиться с ними;

- помогайте ему рассчитать свои силы. Не давайте ему слишком долго заниматься и в то же время сделайте так, чтобы он с самого начала привык отводить домашним урокам достаточно заметное место в его жизни;

- постарайтесь обеспечить ребенку спокойный и в то же время привычный для него образ жизни; пусть посещение школы и выполнение уроков будет единственным, чем отличается прежний распорядок жизни от нового; если ребенок не привык к жесткому режиму дня, не следует вводить его, достаточно лишь выделить определенное время для приготовления уроков и постараться обеспечить полноценный сон;

- уделяйте ему как можно больше внимания, обращайтесь с ним будто он по-прежнему маленький - ласкайте, берите на колени (когда ребенку трудно, он особенно нуждается в таком отношении, которое показывает ему, что его любят, что он находится в безопасности), в то же время подчеркивая, что он стал старше;

- не ждите от ребенка наилучших результатов, не требуйте, чтобы он был отличником или чтобы учительница его всегда хвалила, предъявляйте к нему только те требования, выполнению которых вы его научили;

- и наконец, будьте последовательны, настойчивы и добры.

Анна Михайловна Прихожан,
доктор психологических наук,
сотрудник Психологического института РАО,
автор многих работ,
посвященных проблемам общения
Материал взят из журнала "Семья и школа"
№8, 1996 г.

Детки  >>  Философия воспитания  |  Подарки  |  Режим и питание |  Ваша аптечка  |  Ребенок до года  |  Я воспитываю ребенка  |  Образование  |  Для дошкольников  |  К 1 сентября  |  Одаренные дети  |  Как сказать "нельзя"  |  Капризы, истерики на людях


Карта сайта  |  Я - любимая  |  Детки  |  Женщина  |  Здоровье |  Политика 

Design by
Chepko Danil


Copyright © 2008 Aннa Фoщaй (Написать письмо)
Коммерческое использование материалов сайта без согласия автора запрещено!
При некоммерческом использовании обязательна активная ссылка на сайт (http://www.foschay.ru/).


  Рейтинг@Mail.ru  KMindex