Воспитание ребенка в возрасте от 6-7 месяцев до 1 года


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15


За этот период ребенок овладевает большим количеством разнообразных движений: умеет ползать, вставать, держаться за неподвижную опору (сетка кровати), переступать ногами, передвигаться вдоль сетки кровати, ходить за каталкой, переходить от предмета к предмету и, наконец, самостоятельно ходить.

В этом возрасте легко развивается способность к подражанию, что дает ребенку возможность научиться различным играм-шуткам: делать «сороку-белобоку», «ладушки», «баран-баран-бух» и т. д.

Он уже может на вопрос о том, где находится какой-либо предмет, найти его глазами. При этом сначала ребенок находит предмет, находящийся на постоянном месте в комнате (часы, лампа, радио), а потом и подвижный (кошка, мяч). Ребенок подмечает связь между своим криком и соответствующими поступками взрослых и начинает пользоваться криком для того, чтобы добиться желаемого.

В этом возрасте ребенка уже можно приучить пользоваться горшком. Он уже может понимать и выполнять различные требования и поручения взрослых: «выплюнь», «ложись», «достань мячик» и т. д. К 9-10 месяцам ребенок часто повторяет отдельные слоги, из которых к году могут сложиться простые слова: «мама», «баба» и др. Он активно стремится к общению со взрослыми: тянет за платье, старается обратить на себя внимание восклицаниями, заглядывает в глаза.


Режим. В возрасте от 6-7 месяцев до 1 года активное бодрствование ребенка длится непрерывно в течение от 2 до 3 1/2 часов.

Кормить его следует через каждые 3 1/2-4 часа. До 9-10 месяцев ребенок спит три раза в день по полтора часа. С 10 месяцев существенное изменение режима выражается в том, что ребенок спит два раза в день. Приведем примерные режимы для двух периодов.


От 6-7 до 9-10 месяцев:

Кормление: в 7 часов; в 11 часов; в 15 часов; в 19 часов; в 23 часа (т. е. всего 5 раз в день).

Бодрствование: от 7 до 9 часов; от 10 часов 30 минут до 13 часов; от 14 часов 30 минут до 17 часов; от 18 часов 30 минут до 21 часа.

Сон: от 9 часов до 10 часов 30 минут; от 13 часов до 14 часов 30 минут; от 17 часов до 18 часов 30 минут; от 21 часа до 7 часов утра.


В 9-10 месяцев:

Кормление: в 7-8 часов; в 12 часов; в 16 часов; в 20 часов.

Более слабых детей по назначению врача можно кормить еще в 24 часа.

Бодрствование: от 7 до 10 часов; от 12 до 15 часов; от 17 часов до 20 часов 30 минут.

Сон: от 10 до 12 часов; от 15 часов до 16 часов 30 минут; от 19 часов 30 минут - купание, кормление и сон до утра.


Играть ребенок в этом возрасте может в течение 2 1/2-3 часов, не утомляясь.

Примерно такой же режим должен остаться у ребенка до 1 1/2 лет. Только с 1 1/2 лет здорового ребенка можно перевести на одноразовый дневной сон. Но ослабленные дети по-прежнему должны спать два раза в день.

Промежутки между кормлениями и длительность бодрствования должны оставаться теми же и в том случае, если ребенок в силу тех или иных домашних условий просыпается утром несколько раньше или позже указанного времени.


Сон. Опыт воспитания детей в семье свидетельствует о том, что в этом возрасте родителей иногда уже начинает беспокоить плохой сон и плохой аппетит ребенка.

Помимо указанных нами выше общих мер, обеспечивающих хороший сон ребенка (точное соблюдение режима, сон на свежем воздухе и в хорошо проветренной комнате), необходимо ограничивать игру с ним к концу дня, т. е. как раз тогда, когда родители обычно возвращаются с работы и когда возня с малышом представляет для них особенный соблазн. Они, конечно, радуются встрече с ребенком, забавляют его, смеются, целуют, подбрасывают - все это очень его возбуждает.

Это хорошо иллюстрируют записи в дневниках:

«7 месяцев 19 дней - после игры в «ку-ку» с папой плохо засыпает вечером;

8 месяцев 6 дней - вечером очень возбуждается музыкой;

8 месяцев 14 дней - очень возбужден игрой с дедушкой; ночью играет;

8 месяцев 17 дней - вечером очень возбужден, играет с платком в «ку-ку», много смеется и долго не может заснуть».


Лучше в последние 2 часа перед сном выносить ребенка погулять на свежий воздух. Укладывать его спать должен всегда один и тот же человек, знающий все его привычки. Предпочтительно, чтобы это была бабушка, проводящая с ребенком много времени, а не мать и отец, вернувшиеся домой и особенно возбуждающе действующие на него.


Прогулка. С 9 месяцев ребенок должен не только спать на свежем воздухе два раза в день, но и гулять в часы бодрствования. В зависимости от погоды прогулка может продолжаться 1 - 1 1/2 часа.

Она дает ребенку много новых ярких впечатлений, которые способствуют его умственному развитию и развитию речи.

Летом ребенок должен проводить на воздухе весь день (желательно, чтобы родители выезжали с ним на лето за город). Когда ребенок не спит, он может ползать, играть на постеленном в нежарком месте одеяле, ковре, покрытом клеенкой.

Хорошо купить складной манеж, поставить его е нежаркое, тенистое место. В очень жаркие дни, если нет тенистого места, лучше укладывать ребенка спать в прохладной комнате с открытым окном, на террасе, балконе.


Кормление. Кормить ребенка следует в точно установленное по режиму время, в спокойной обстановке, стараясь, чтобы его ничто не отвлекало. С 6-7 месяцев в рацион ребенка постепенно вводят разнообразные продукты. Пищу надо давать по возможности протертую. Часто матери каждый раз после каши, пюре дают ребенку еще и грудь, особенно если он плохо ест. Этого не следует делать, так как у ребенка может образоваться привычка отказываться от всякой другой пищи. Частой причиной плохого аппетита является насильственное кормление, к которому прибегают родители, доведенные до отчаяния упорным отказом ребенка от пищи. Насильно кормить ребенка ни в коем случае не следует; лучше добиться появления аппетита, пропустив одно кормление.

С 8 месяцев, когда ребенок научится сам садиться, его на время кормления уже можно усаживать на высокий стул.

В возрасте около 6 месяцев ребенка надо приучать есть из ложки, а с 8 месяцев - пить из чашки. С 10 месяцев можно постепенно приучать ребенка жевать относительно твердую пищу. Для этого ему следует давать в руки кусочек хлеба, печенье, которое легко размягчается во рту, но, конечно, не яблоко, кусочками которого ребенок может подавиться.


Ребенок до года. ДвиженияДвижения. В период от 6-7 месяцев до 1 года ребенок овладевает большим количеством разнообразных движений, учится ползать, становится на четвереньки, сам садится и может из сидячего положения, почувствовав усталость, лечь.

Если ребенок еще не научился сам садиться, то сажать его, окружая подушками, или на высокий детский стул нельзя, так как это может содействовать искривлению позвоночника.

С 8 месяцев дети начинают вставать на ноги, хватаясь за перила кроватки или за какой-либо предмет, ходить вдоль кроватки, держась за ее перила, а к 9-10 месяцам - ходить по полу, держась за руку взрослого или двигая перед собой каталку, ходить, протягивая руку от одного предмета к другому.

К 10-11 месяцам дети уже могут стоять на полу без поддержки и к одному году, а иногда и раньше, делать первые шаги и самостоятельно ходить.

Часто в условиях семейного воспитания у детей совсем выпадает стадия ползания. Отчего это происходит и следует ли считать ползание полезным, облегчающим дальнейшие стадии двигательного развития ребенка? Чаще всего у детей не бывает возможности ползать, так как во время бодрствования они сидят либо на руках у взрослого, либо в коляске.

Для ползания необходима довольно обширная и ровная поверхность - детская кроватка или манеж.

В период от 7 до 8 месяцев ползать очень полезно, так как у ребенка укрепляются многие мышцы и развиваются различные приспособительные движения. Кроме того, ребенок рано получает возможность передвигаться на довольно обширном пространстве, приблизиться к интересным для него предметам.

Чтобы помочь ребенку овладеть этими движениями, нужно, когда он не спит, снять с кроватки постельные принадлежности и вместо матраца положить фанеру, если в кроватке нет твердого дна.

Поднятая сетка кроватки не дает ребенку упасть. Цепляясь за нее или решетку кроватки, он учится вставать. Это доставляет ему большое удовольствие, он по-другому видит все окружающее; поднявшись на ноги, ребенок всегда радостно улыбается.

Можно опустить ребенка на пол. Ползая по полу, он играет один, не тянется на руки. Родители должны стараться обеспечить ему необходимые для этого условия. Следует выделить на полу место, застланное ковром или теплым одеялом (конечно, не тем, которым ребенок накрывается во время сна), покрыть клеенкой и огородить его какими-нибудь предметами. Можно для этой цели приобрести манеж. Чтобы зимой на полу ребенку не было холодно, надевайте на него теплые ползунки.


Мать записывает в дневнике:

«Сереже 10 месяцев. Сегодня он стоит на полу, держась за кроватку, вдруг оторвался и пошел. Сделал два шага, испугался и упал мне на руки.

11 месяцев 2 дня. Стал хорошо ходить. Сидеть в кроватке не любит, все просится на пол».


К 1 году ребенок уже пробует влезать на невысокие предметы. Хорошо для этого иметь скамеечку, стульчик или чемодан, который можно приставить к дивану. Он уже сам влезает на диван. Если есть небольшой низкий ящик, он сам забирается в него.

Итак, ваш ребенок хорошо ходит, он тянется к игрушкам, смеется, схватив игрушку, встает, держась за что-либо. Жизнь его становится полноценной, радостной.


Ребенок до года. ИграИгра. У здорового ребенка в игре выявляется свойственная ему потребность к деятельности. До 8-9 месяцев он хватает любую вещь, независимо от того, что она собой представляет и для чего предназначена, размахивает ею, тащит в рот, бросает ее, особенно упорно и охотно постукивает ею. И, что характерно, в этом возрасте ребенок, который прежде брал предметы одинаково обеими руками, теперь начинает пользоваться преимущественно одной рукой.


В дневнике матери мы находим следующую запись:

«6 месяцев 29 дней - стучит двумя погремушками;

7 месяцев 9 дней - любит мять бумагу;

7 месяцев 17 дней - стучит о какой-нибудь предмет то рукой, то ложечкой;

8 месяцев 18 дней - все выбрасывает из кроватки, прислушивается к разным звукам, ему нравится следить за падающим предметом;

9 месяцев 4 дня - складывает половинки куклы-матрешки;

10 месяцев 28 дней - кладет одну песочную форму в другую;

10 месяцев 29 дней - складывает все колесики от пирамиды в деревянную коробку;

11 месяцев 4 дня - закрывает деревянную коробку крышкой, не может открыть и плачет».


В дальнейшем, в 9-10 месяцев, игра делается определенней, причем зависит от характера игрушки. Играя, ребенок как бы ставит перед собой цель, которую старается осуществить: складывает половинки матрешки, кладет одну песочную форму в другую, складывает все колесики от пирамиды в деревянную мисочку, тазик. В возрасте около 1 года ребенок, стуча погремушкой или ложкой по тазику, полу, одеялу, учится различать звуки. Обычно больше всего нравится ему резкий звук от удара по тазику, поэтому он стремится еще и еще раз повторить его. Он мнет мячик, трогает деревянный шарик, сжимает резиновую куклу, касается теплой батареи и холодного алюминиевого тазика, засовывает руку в коробку, вкладывает, вынимает оттуда свои игрушки.

Сколько новых разнообразных ощущений! Все это интересно для ребенка. Он может долго и с большим интересом играть всеми этими предметами, открывая для себя все новое и новое. Вот он добрался до газеты и схватил ее. Его забавляет, как она шуршит, когда он мнет ее. Потом он тянет ее руками в разные стороны, и бумага вдруг разрывается. Еще новое «открытие»! Или, играя в кроватке, ребенок вдруг нечаянно выпускает игрушку из рук, и она падает на пол. Он следит за ее падением, потом слышит, как игрушка стукнулась о пол. Это падение предмета поражает его. Ребенок начинает выкидывать свои игрушки из кровати, радуется, наблюдая это новое для него явление. Он требует, чтобы ему подняли игрушки, снова бросает их и готов без конца продолжать эту увлекательную игру.

К году ребенок начинает ходить, движения его становятся более ловкими, он лучше ими управляет. Если годовалому малышу дать «пирамидку» - колесики на палочке, он сейчас же сдернет шапочку сверху и будет очень рад, видя, как колесики рассыпаются. Он начинает поднимать их и старается снова надеть. Сначала это ему не удается, руки его не вполне справляются с работой, но уже через несколько дней ребенок начинает соображать, как лучше это сделать; он приноравливается к этому процессу, надевает все колесики на палочку, потом рассыпает их и снова надевает, конечно, не по размерам. Как много ребенок получает при этом для своего развития!

Кроме покупных игрушек, детям нужны для игры многие домашние вещи: деревянные ложки, мисочки, металлические коробочки от чая.

Игра начинает захватывать ребенка и приобретает яркую эмоциональную окраску.


Приучение к опрятности. В возрасте от 6 месяцев до 1 года ребенка следует приучать к высаживанию на горшок. С 5-6 месяцев, пока он не сидит, надо держать его над горшком, а с 8 месяцев, когда он уже сам садится, - сажать на горшок. Это следует делать в то время, когда есть уверенность, что будет результат, например, после сна, если ребенок проснулся сухим. Сажать ребенка на горшок надо и перед сном, а также во время бодрствования, примерно через полчаса после кормления. При внимательном отношении можно добиться, чтобы штанишки у ребенка были всегда сухими. Надо стараться, чтобы высаживание на горшок не доставляло ребенку неприятных ощущений. Это случается, например, когда горшок велик и ребенок проваливается в него или если горшок очень холодный. Нельзя оставлять ребенка на горшке одного; взрослый должен следить за ним и снимать его тотчас после того, как миновала надобность.

Для того чтобы создать соответствующую привычку, необходимо высаживать ребенка в определенное время, тщательно следя за признаками позыва. При этом взрослому следует произносить условный звук а-а, пи-пи-пи, который ребенок будет ассоциировать с действием и в дальнейшем, подражая, использовать в качестве сигнала.

Чтобы привить ребенку основные гигиенические навыки, чтобы к году он охотно умывался, любил купаться и т. д., надо все эти гигиенические процедуры проводить, не причиняя ему неприятных ощущений. Вода для умывания должна быть не очень холодной; при купании надо стараться, чтобы мыло не попадало ребенку в глаза, чтобы температура воды была 36-37° , не обливать ребенка с головы - это может испугать его и т. д.

Неприятные ощущения, причиненные ребенку, вызывают у него отрицательную реакцию, которая сохраняется надолго.

Очень важно в этом возрасте приучать ребенка к опрятности при кормлении. Перед едой следует мыть ему руки, подвязывать нагрудник, вытирать рот после еды.


Капризы. Ребенок в этом возрасте начинает сильно интересоваться всем окружающим, он почти всегда к чему-нибудь тянется: хочет открывать и закрывать дверцу буфета, прикоснуться к яркому букету, стоящему на столе, погладить кошку и т. д. Если эти желания не доставляют особенного неудобства взрослым или вреда ребенку, их необходимо по возможности удовлетворять, даже если для этого потребуется известное терпение. Но иногда ребенок стремится к тому, что действительно недопустимо, например, сунуть руку в чернила или схватить и бросить чашку на пол. Взрослые, конечно, в этих случаях не должны подчиняться желаниям ребенка, несмотря на то, что он кричит, плачет. Его необходимо отвлечь чем-либо интересным и безвредным. Всегда следует думать о том, как предупредить недопустимые действия ребенка: убрать то, что может заинтересовать его, к чему он потянется, но что нельзя трогать; привлечь его внимание к тому, что интересно и доступно. Твердая выдержка родителей предупреждает развитие у ребенка привычки добиваться желаемого криком.


Развитие речи. Если взрослые часто показывают и называют какой-либо предмет, постоянно находящийся в определенном месте, то 7-8-месячный ребенок, услышав его название, будет поворачивать голову в его сторону. Восьми-девятимесячный ребенок на вопрос, где папа, баба, мама, где лампа, радио, часы не только отыскивает их глазами, но и указывает пальцем. С 10 месяцев он уже хорошо запоминает название предмета и находит его, где бы он ни был. Мать принесла мячик, назвала мячик, бросила его, и он покатился под диван. «Сережа - сказала мама, - где мячик?» - Сережа полез под диван и достал мячик. Ребенок 10-11 месяцев может уже показывать, где глаза, нос, рот у взрослых или у куклы (не у себя).

Понимание речи взрослого у ребенка в этом возрасте проявляется также в действиях. Так, его можно научить делать ладушки, если петь ему песенку и хлопать при этом его руками; вскоре после этого при одном слове «ладушки» он сам захлопает в ладошки. Ребенок может научиться махать рукой, когда ему говорят «до свидания», водить пальцем по ладони при словах «сорока-белобока». Услышав обращение к нему «ку-ку», он закрывает руками лицо.

Ребенок до года. Понимание слова "нельзя"Важное педагогическое значение имеет то, что ребенок уже способен понимать слово «нельзя».


Из дневника матери:

«8 месяцев 16 дней - берет игрушки в рот, при слове «нельзя» плачет, но перестает брать в рот».


Ребенок уже способен связывать свои действия с происходящими при них явлениями.

В 8-10 месяцев ребенок может по требованию взрослого выполнить какое-нибудь действие: встать на ножки, открыть рот, показать, «где зубки» (конечно, если взрослый покажет ему, как это делать).

С 9-10 месяцев дети уже могут произносить некоторые слоги: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «па-па-па», «дя-дя-дя». Но это еще не слова. Их он начинает произносить ближе к году, когда уже сможет связывать звуки, слова с людьми, предметами и действиями. Если при появлении отца или матери взрослые настойчиво повторяют: «папа», «мама», ребенок научится произносить эти звуки при виде родителей, то есть называть их. Помимо этого, его первыми словами обычно бывают: «кис» (кошка), «па» (упал), «ам-ам» (есть), «биль-биль» (автомобиль) и т. д.


Запись из дневника: «9 месяцев - сегодня в первый раз пела Феде ладушки и показала ему, как хлопать в ладоши; потом, как только я снова запела, он вдруг сам начал хлопать в ладоши и улыбаться.

9 месяцев 15 дней - следит за падающим снегом.

10 месяцев 15 дней - научила Федю показывать „где папа", „где часы"; он показывает и повторяет за мной по-своему.

Недавно на слова: „полетели, на головку сели", стал поднимать ручки на голову.

10 месяцев 17 дней - держит шарик в руке, ладонью вниз и, смотря на меня, как бы вопросительно спрашивает: ,.б"? Если скажу „ба", он бросает шарик».

10 месяцев 21 день, - когда надевают верхнюю одежду, он машет ручкой и делает «до свидания»; «когда ему кто-либо дает яблоко, показывает на кран (привык, что бабушка всегда моет яблоко под краном)».


Сереже 11 месяцев. Мать держала его на руках, стоя у окне. Сережа увидел, что из трубы, находящегося недалеко завода, идет дым. Это удивило его, и он показал пальцем, как бы спрашивая; «что это?» Мать сказала: «Дым». И стоит ей только сказать «дым», как он просит, чтобы его поднесли к окну, и говорит: «Дым».


1. Здоровый ребенок (с 7 месяцев до 1 года) живет по строгому режиму.

2. Движения его настолько развились, что, ползая, он к 8 месяцам сам садится, к 10 месяцам ходит, влезает на невысокие предметы.

3. Может совершать руками движения, требующие определенной ловкости (надевает кольца на стержень пирамидки).

4. Начинает понимать речь.

5. К году он уже произносит некоторые слова: «мама», «папа», «дай», «баба».

6. Вы уже приучаете его к некоторым гигиеническим навыкам: мыть руки перед едой, вытирать рот после еды, а также пользоваться горшком.

7. Пьет из чашки, придерживая ее руками.

8. Хорошо, подолгу играет один, пользуясь разнообразными игрушками.


Если вы с первых дней жизни вашего ребенка будете внимательно следить за его развитием, регулярно посещать детскую поликлинику, если вы прислушаетесь к нашим советам и будете выполнять их, то ваш годовалый ребенок порадует вас большими достижениями в своем развитии и воспитании.


От Анны: Это не единственная книжка, которую я Вам с удовольствием привожу. Будут и другие. Только помните, что дисциплина без любви - это лагерь, а любовь без дисциплины - это растление.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15


Детки  >>  Философия воспитания  |  Подарки  |  Режим и питание |  Ваша аптечка  |  Ребенок до года  |  Я воспитываю ребенка


Карта сайта  |  Я - любимая  |  Детки  |  Женщина  |  Здоровье |  Политика 

Design by
Chepko Danil


Copyright © 2008 Aннa Фoщaй (Написать письмо)
Коммерческое использование материалов сайта без согласия автора запрещено!
При некоммерческом использовании обязательна активная ссылка на сайт (http://www.foschay.ru/).


  Рейтинг@Mail.ru  KMindex